Многие психотерапевты жестко определяют длительность приема (обычно это один час) и никогда не нарушают установленные временные рамки. Однако для психотерапевта время – пластичный материал. С некоторыми пациентами гипнотерапевт будет работать 50 минут, с другими – несколько минут.
Курс лечения может быть долгосрочным с регулярными встречами через определенные промежутки времени, а кому-то, и так бывает чаще всего, достаточно одного сеанса, как будто это хирургическая операция.
Способ воздействия выбирается доктором для каждого пациента индивидуально, поэтому данный подход предполагает, что для каждого пациента он должен быть уникальным.
С одним пациентом мы можем подолгу разговаривать на разные важные и неважные темы, как бы нащупывая особенности его личной, профессиональной жизни, взглядов, ценностей, убеждений. Это очень важно: понять, увидеть, услышать и почувствовать, кто этот человек, который сидит перед врачом, и что скрывается за предъявленной жалобой.
Иногда всего этого не требуется вообще. Человек только заходит в кабинет, достаточно одного взгляда – то что немцы называют Аugen blick Diagnostik – «диагностика по глазам», и ситуация становится предельно ясной. Это как раз тот случай, когда пациент приходит к доктору, потому что хочет, чтобы врач взял ответственность на себя, а иногда психотерапевт сам должен это сделать.
Есть пациенты, которые поймут доктора, только если тот нанесет запредельный «удар по сознанию». Раз перед психотерапевтом такой пациент, значит так доктор так и поступает: буквально за несколько секунд пациент вводится в глубокий гипноз, ставятся жесткие установки на отвращение к пище, алкоголю, табаку, излечение от болезней. Данный пациент получает свой сугубо индивидуальный «код», в котором заключено его желание. Например: похудеть на 40 кг, сохранить трезвость на 5 лет, бросить курить навсегда, избавиться от язвы желудка. Это прекрасно работающая директивная методика классического гипноза, хотя в последнее время она становится достоянием истории как у нас в России, так и в Европе и Америке, ибо меняется наша жизнь, самосознание, самооценка, и все большее количество пациентов просто не приемлет «насилия».
Думается, что время авторитарных техник прошло, хотя более 10-ти лет они успешно практиковались и в огромных аудиториях, и индивидуально. В последнее время им предпочитают «разрешающие» методики – все, что пациент делает, и чему он учится, должно исходить из источника в нем самом, потому что каждый приходящий к врачу пациент представляет собой уникальную личность, уникальную систему отношений, уникальный опыт. Задача доктора как терапевта помочь пациенту на бессознательном уровне в состоянии транса открыть этот источник изменений и «запустить» их. Тогда, несмотря на длительность существования этой проблемы или долгий срок предыдущего лечения, положительные перемены неизбежны.
Допускается, что некоторые изменения происходят медленно. Я убежден, и бесспорно: порой привычки всей жизни могут быть изменены за один час. Изменение к лучшему – это нормальное развитие любого человека, и всю ответственность за принятие жизненно важных для себя решений должен нести пациент. Терапевт не вправе оказывать ни малейшего влияния на эти решения. Врач не подходит к пациентам с намерением «очистить» их от всех проблем на вечные времена. Напротив, он вторгается в жизнь попавшего в затруднение человека лишь для того, чтобы тот сумел разрешить стоящую перед ним проблему и подняться на более результативный уровень функционирования в реальном мире. Вот почему психотерапевт часто удерживает родственников от стремления помочь. Трудно верить в то, что помощь должна быть навязана людям. Лечение не следует начинать до тех пор, пока о нем не попросили. А уж когда эта мотивированная готовность к переменам существует – пациент погружается в транс, как только садится перед врачом в кресло, потому что он приходит с целью загипнотизироваться. От гипнотерапевта требуется только одно – не мешать пришедшему.
Лечение гипнозом или трансом, что практически одно и то же, так как в основе лежит измененное состояние сознания, позволяющее осуществить […]
Базовый принцип эриксоновского гипноза гласит: «каждый пациент на бессознательном уровне точно знает, как, наиболее безболезненным образом решить свою проблему, однако это скрыто […]
Наиболее эффективен «новый» гипноз при лечении зависимостей: Пищевая зависимость Алкогольная зависимость Никотиновая зависимость При этом снимается патологическое влечение к агенту […]
Итак, используя метод эриксоновской терапии, или нового гипноза, мы идем за пациентом, позволяя ему разрешить свою проблему наиболее безболезненным, наиболее […]